fbpx

SWOT-АНАЛИЗ: ЧТО ЭТО И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН КАЖДОЙ КОМПАНИИ

Мы проводим SWOT-анализ ежеквартально. Для тех, кто не пробовал этот подход раньше, мы советуем проводить SWOT-анализ хотя бы раз в год. Сейчас, в преддверии нового года, самое время, чтобы проанализировать компанию. В каком направлении двигаться, где “подстелить соломки”, как обойти конкурентов — на эти вопросы поможет ответить SWOT-анализ предприятия.

SWOT-анализ — это инструмент, который помогает исследовать ваш бизнес, продукт, идею, конкурента. Способ оценить ваши сильные и слабые стороны, возможности и потенциальные угрозы. Используя эту методику, вы сможете разработать стратегию развития на следующий период.

В серии статей мы подробно расскажем о методике SWOT-анализа.

 

Кому нужно проводить SWOT-анализ

 

SWOT- анализ организации подходит для абсолютно всех видов и размеров бизнеса. Его можно проводить на любом этапе развития.
Стартапу для того, чтобы учесть все риски и составить грамотную стратегию выхода на рынок. Это возможность обогнать конкурентов и успешно стартовать.
Действующему бизнесу это поможет стабильно расти всей компании и избежать потерь связанных с рисками.
Если ваш бизнес переживает не лучшие времена, на вас сильно отразилась пандемия и кризис, то проведение SWOT -анализа для вас обязательно.

Проведя SWOT-анализ, вы как предприниматель:

  • Поймете, как использовать сильные стороны, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости;
  • Определите причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке;
  • Найдете точки развития продукта или бизнеса;
  • Поймете, куда направить ресурсы и на чем сфокусировать внимание для наибольшей отдачи.

SWOT-анализ учитывает внешние и внутренние факторы. Подробнее про каждый можно прочитать, кликнув на название блока.

Внутренние и внешние факторы SWOT-анализа

Внутренние факторы:

S – (strengths) сильные стороны
Это конкурентные преимущества и достоинства компании. То, что делает бизнес успешным на рынке. Например, большая клиентская база, продуманная система лояльности, разнообразный ассортимент.

W – (weaknesses) слабые стороны
Зоны “просадки”, которые мешают развитию или получению большей прибыли. Например, слабый отдел продаж, проблемы с логистикой и доставкой, слабый HR отдел — медленная работа которого сдерживает рост компании.

Внешние факторы SWOT-анализа:

O – (opportunities) возможности
Внешние факторы, которые помогут выйти на новый уровень. Например, сотрудничество с новыми поставщиками или найм высококвалифицированных кадров, или возможные изменения в законодательстве.

T – (threats) угрозы
Как внешняя среда угрожает бизнесу, какие есть риски и препятствия. Принятие новых законов, пандемия, скачок валюты, сбои в логистике.

Основные угрозы организации со стороны внешней среды можно анализировать с помощью модели «5 сил» Майкла Портера:

1. Угроза вторжения — выход на рынок новых конкурентов;
2. Рыночная власть поставщиков. Например, общее повышение цен на аренду, оборудование или другие поставки;
3. Угроза появления продуктов — заменителей, из-за которых упадет спрос на вашу продукцию или услугу.
4. Рыночная власть покупателей — мода на другое направление продуктов или услуг.
5. Действия конкурентов (расширение их деятельности, создание ими более привлекательных предложений и т.д.)

Каждый из этих пунктов нужно оценить по трем критерием и по 10-бальной шкале:

  • Наличие проблемы.
  • Негативное влияние.
  • Возможности устранения проблемы.

Для оценки факторов макросреды мы используем PEST-анализ:

P — (политика) – влияние государства на вашу отрасль, размер налогов, субсидирование, внешняя политика, если для вашей сферы это важно.

E- (экономика) – стоимость рубля, уровень инфляции, уровень безработицы и доходов населения.

S- (социум – культура) – обычаи и ценности, уровень образованности и квалификации кадров, структура населения.
Например ваша ЦА молодые люди 20-30 лет. Но из-за колебаний в рождаемости уже через 3-5 лет количество потенциальных клиентов в этой группе естественным образом сократится на 30%. Пора подумать, как нивелировать влияние этого фактора или как компенсировать потери объема рынка.

T- (технологии) – новые технологии которые могут сделать ваш продукт не нужным, изменения в патентном законодательстве и тд.

Когда все блоки прописаны, нужно установить цепочку связей и составить матрицу.

 

21942

Схема матрицы Swot-анализа

На пересечении блоков матрицы образуются четыре поля:

СИВ – сильные стороны и возможности для улучшения ситуации. Стратегия прорыва — то, что позволяет расти и развиваться компании быстрыми темпами. Например, у вас большая клиентская база и вы нанимаете опытных менеджеров, чтобы продавать по этой базе в несколько раз больше.

СИУ – сила и угрозы. Линия защиты для контроля внешних факторов. Можно понять, как компании защититься при снижении спроса или что делать при объявлении локдаун. Например, у вас продуманная система лояльности, которая нравится клиентам. Поэтому во время кризиса или снижения спроса на вашу категорию товаров, покупать будут у вас, а не у конкурентов.

СЛВ – слабые стороны и возможности. Это точка роста вашей компании — как использовать возможности, чтобы устранить недостатки. Например, у вас проблемы с доставкой, поэтому вам стоит начать сотрудничать с курьерской службой или развивать свой отдел доставки. Нанимать больше курьеров и разработать премиальную систему для этих сотрудников.

СЛУ – слабые стороны и угрозы. Стратегия выживания, предупреждение, что нужно предпринять, чтобы избежать высоко вероятных рисков. Например, у вас слабый отдел продаж, менеджеров нужно постоянно контролировать, иначе они совершают мало звонков. Тогда при переходе на удаленку из-за пандемии, у вас рухнут все продажи. Менеджеров сложнее контролировать, когда они дома. В таком случае можно принять решение нанять более квалифицированных сотрудников, перевести их работу в CRM-систему и подготовиться к удаленке.

 

oblbook2
Скачать бесплатно руководство
"5 шагов для роста продаж"

 

Сильные стороны SWOT-анализа.

 

+ Универсальный инструмент. Не важно, какую долю рынка занимает компания и какой у вас вид деятельности. Можно провести анализ любого предприятия.

+ Возможность посмотреть на бизнес со стороны и продумать стратегию развития;

+ Можно выбрать тот продукт или часть деятельности, которая сейчас в приоритете и провести точечный анализ;

+ Дает четкое понимание будущих проблем и угроз бизнесу. Благодаря этому можно принять меры для эффективной защиты;

+ Методика широко применима. Можно проанализировать отдельный продукт, весь бизнес, идею, конкурента или личную стратегию.

+ Позволяет быстро найти точки роста.

Недостатки:

 

— Результаты не в цифрах. Часто невозможно оценивать факторы анализа в количественных показателях.

— Проводить его нужно регулярно, спустя год становится неактуальным;

— Сделать правильный SWOT-анализ самостоятельно довольно сложно.
Без подготовки можно совершить ряд ошибок, которые сильно повлияют на результаты.

Три самые частые ошибки:

1. Додумывать информацию, которой не хватает. В анализе нельзя полагаться на интуицию. Важно брать достоверные данные из реальных источников, чтобы результаты не искажались;
2. Не связывать все данные в одну картину. Просто информация вам ничего не даст, нужно соотнести результаты и сформулировать реальную стратегию.
3. Не замечать проблемы компании или считать их несущественными.

 

Что вы должны получить в результате SWOT-анализа.

 

SWOT-анализ организации должен дать ответы на такие вопросы:

  • Используете ли вы сильные стороны компании на максимум?
  • Какие у вас есть уязвимые места перед конкурентами?
  • Какие изменения во внешней среде могут вам навредить? А какие помочь?
  • Что требует корректировки, на что сместить фокус внимания?
  • На что важно выделить ресурсы прямо сейчас или в перспективе?
  • Какие, стратегические нужно предпринять сейчас для защиты?

Хорошая стратегия должна учесть и увязать эти факторы.

 

 

Подпишитесь и получайте первыми наши статьи на почту
*Нажимая кнопку подписаться, вы даете свое согласие на получение рассылки
ЕЩЕ ИНТЕРЕСНОЕ В БЛОГЕ

ВНЕДРЕНИЕ AMOCRM САЛОНУ КРАСТОТЫ «БЛОНДОН»

Основные задачи:  Организация  рекрутинговой воронки; Настройка интеграции с  Yclients; Подключение к системе номера рекрутера для отслеживания его успешных и неуспешных исходящих; При получении сообщений на

КАК СОСТАВИТЬ РАБОТАЮЩУЮ ВОРОНКУ ПРОДАЖ

В этой статье мы расскажем, что такое воронка продаж, из каких этапов она состоит. Рассмотрим на примерах маркетинговую воронку и отдела продаж. Опишем популярные ошибки

Подпишитесь и получите наши статьи и приглашения на закрытые мастер классы первыми!

А так же прямо сейчас получите 5 способов повышения продаж.

*Нажимая кнопку подписаться, вы даете свое согласие на получение рассылки