fbpx

SWOT-АНАЛИЗ: ЧТО ЭТО И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН КАЖДОЙ КОМПАНИИ

Мы проводим SWOT-анализ ежеквартально. Для тех, кто не пробовал этот подход раньше, мы советуем проводить SWOT-анализ хотя бы раз в год. Сейчас, в преддверии нового года, самое время, чтобы проанализировать компанию. В каком направлении двигаться, где “подстелить соломки”, как обойти конкурентов — на эти вопросы поможет ответить SWOT-анализ предприятия.

SWOT-анализ — это инструмент, который помогает исследовать ваш бизнес, продукт, идею, конкурента. Способ оценить ваши сильные и слабые стороны, возможности и потенциальные угрозы. Используя эту методику, вы сможете разработать стратегию развития на следующий период.

В серии статей мы подробно расскажем о методике SWOT-анализа.

 

Кому нужно проводить SWOT-анализ

 

SWOT- анализ организации подходит для абсолютно всех видов и размеров бизнеса. Его можно проводить на любом этапе развития.
Стартапу для того, чтобы учесть все риски и составить грамотную стратегию выхода на рынок. Это возможность обогнать конкурентов и успешно стартовать.
Действующему бизнесу это поможет стабильно расти всей компании и избежать потерь связанных с рисками.
Если ваш бизнес переживает не лучшие времена, на вас сильно отразилась пандемия и кризис, то проведение SWOT -анализа для вас обязательно.

Проведя SWOT-анализ, вы как предприниматель:

  • Поймете, как использовать сильные стороны, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости;
  • Определите причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке;
  • Найдете точки развития продукта или бизнеса;
  • Поймете, куда направить ресурсы и на чем сфокусировать внимание для наибольшей отдачи.

SWOT-анализ учитывает внешние и внутренние факторы. Подробнее про каждый можно прочитать, кликнув на название блока.

Внутренние и внешние факторы SWOT-анализа

Внутренние факторы:

S – (strengths) сильные стороны
Это конкурентные преимущества и достоинства компании. То, что делает бизнес успешным на рынке. Например, большая клиентская база, продуманная система лояльности, разнообразный ассортимент.

W – (weaknesses) слабые стороны
Зоны “просадки”, которые мешают развитию или получению большей прибыли. Например, слабый отдел продаж, проблемы с логистикой и доставкой, слабый HR отдел — медленная работа которого сдерживает рост компании.

Внешние факторы SWOT-анализа:

O – (opportunities) возможности
Внешние факторы, которые помогут выйти на новый уровень. Например, сотрудничество с новыми поставщиками или найм высококвалифицированных кадров, или возможные изменения в законодательстве.

T – (threats) угрозы
Как внешняя среда угрожает бизнесу, какие есть риски и препятствия. Принятие новых законов, пандемия, скачок валюты, сбои в логистике.

Основные угрозы организации со стороны внешней среды можно анализировать с помощью модели «5 сил» Майкла Портера:

1. Угроза вторжения — выход на рынок новых конкурентов;
2. Рыночная власть поставщиков. Например, общее повышение цен на аренду, оборудование или другие поставки;
3. Угроза появления продуктов — заменителей, из-за которых упадет спрос на вашу продукцию или услугу.
4. Рыночная власть покупателей — мода на другое направление продуктов или услуг.
5. Действия конкурентов (расширение их деятельности, создание ими более привлекательных предложений и т.д.)

Каждый из этих пунктов нужно оценить по трем критерием и по 10-бальной шкале:

  • Наличие проблемы.
  • Негативное влияние.
  • Возможности устранения проблемы.

Для оценки факторов макросреды мы используем PEST-анализ:

P — (политика) – влияние государства на вашу отрасль, размер налогов, субсидирование, внешняя политика, если для вашей сферы это важно.

E- (экономика) – стоимость рубля, уровень инфляции, уровень безработицы и доходов населения.

S- (социум – культура) – обычаи и ценности, уровень образованности и квалификации кадров, структура населения.
Например ваша ЦА молодые люди 20-30 лет. Но из-за колебаний в рождаемости уже через 3-5 лет количество потенциальных клиентов в этой группе естественным образом сократится на 30%. Пора подумать, как нивелировать влияние этого фактора или как компенсировать потери объема рынка.

T- (технологии) – новые технологии которые могут сделать ваш продукт не нужным, изменения в патентном законодательстве и тд.

Когда все блоки прописаны, нужно установить цепочку связей и составить матрицу.

 

21942

Схема матрицы Swot-анализа

На пересечении блоков матрицы образуются четыре поля:

СИВ – сильные стороны и возможности для улучшения ситуации. Стратегия прорыва — то, что позволяет расти и развиваться компании быстрыми темпами. Например, у вас большая клиентская база и вы нанимаете опытных менеджеров, чтобы продавать по этой базе в несколько раз больше.

СИУ – сила и угрозы. Линия защиты для контроля внешних факторов. Можно понять, как компании защититься при снижении спроса или что делать при объявлении локдаун. Например, у вас продуманная система лояльности, которая нравится клиентам. Поэтому во время кризиса или снижения спроса на вашу категорию товаров, покупать будут у вас, а не у конкурентов.

СЛВ – слабые стороны и возможности. Это точка роста вашей компании — как использовать возможности, чтобы устранить недостатки. Например, у вас проблемы с доставкой, поэтому вам стоит начать сотрудничать с курьерской службой или развивать свой отдел доставки. Нанимать больше курьеров и разработать премиальную систему для этих сотрудников.

СЛУ – слабые стороны и угрозы. Стратегия выживания, предупреждение, что нужно предпринять, чтобы избежать высоко вероятных рисков. Например, у вас слабый отдел продаж, менеджеров нужно постоянно контролировать, иначе они совершают мало звонков. Тогда при переходе на удаленку из-за пандемии, у вас рухнут все продажи. Менеджеров сложнее контролировать, когда они дома. В таком случае можно принять решение нанять более квалифицированных сотрудников, перевести их работу в CRM-систему и подготовиться к удаленке.

 

oblbook2
Скачать бесплатно руководство
"5 шагов для роста продаж"

 

Сильные стороны SWOT-анализа.

 

+ Универсальный инструмент. Не важно, какую долю рынка занимает компания и какой у вас вид деятельности. Можно провести анализ любого предприятия.

+ Возможность посмотреть на бизнес со стороны и продумать стратегию развития;

+ Можно выбрать тот продукт или часть деятельности, которая сейчас в приоритете и провести точечный анализ;

+ Дает четкое понимание будущих проблем и угроз бизнесу. Благодаря этому можно принять меры для эффективной защиты;

+ Методика широко применима. Можно проанализировать отдельный продукт, весь бизнес, идею, конкурента или личную стратегию.

+ Позволяет быстро найти точки роста.

Недостатки:

 

— Результаты не в цифрах. Часто невозможно оценивать факторы анализа в количественных показателях.

— Проводить его нужно регулярно, спустя год становится неактуальным;

— Сделать правильный SWOT-анализ самостоятельно довольно сложно.
Без подготовки можно совершить ряд ошибок, которые сильно повлияют на результаты.

Три самые частые ошибки:

1. Додумывать информацию, которой не хватает. В анализе нельзя полагаться на интуицию. Важно брать достоверные данные из реальных источников, чтобы результаты не искажались;
2. Не связывать все данные в одну картину. Просто информация вам ничего не даст, нужно соотнести результаты и сформулировать реальную стратегию.
3. Не замечать проблемы компании или считать их несущественными.

 

Что вы должны получить в результате SWOT-анализа.

 

SWOT-анализ организации должен дать ответы на такие вопросы:

  • Используете ли вы сильные стороны компании на максимум?
  • Какие у вас есть уязвимые места перед конкурентами?
  • Какие изменения во внешней среде могут вам навредить? А какие помочь?
  • Что требует корректировки, на что сместить фокус внимания?
  • На что важно выделить ресурсы прямо сейчас или в перспективе?
  • Какие, стратегические нужно предпринять сейчас для защиты?

Хорошая стратегия должна учесть и увязать эти факторы.

 

 

Подпишитесь и получайте первыми наши статьи на почту
*Нажимая кнопку подписаться, вы даете свое согласие на получение рассылки
ЕЩЕ ИНТЕРЕСНОЕ В БЛОГЕ

НАСТРОЙКА AMOCRM АГЕНТСТВУ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СМЕТ

Деятельность клиента: агентство по составлению смет. Компания принимает заказы по составлению смет на сайте и в Avito, выполняет оценку заказанной сметы, далее менеджер находит подрядчика

ВНЕДРЕНИЕ AMOCRM В СЕТЬ САЛОНОВ КРАСОТЫ

Деятельность клиента: сеть салонов красоты в Астрахани. Основные задачи:  Аудит бизнес-процессов и настройка воронок продаж c автоматической постановкой задач менеджерам, чтобы не пропустить ни одну

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ВНУТРИ КОМПАНИИ НАД ПРОЕКТОМ ПО ВНЕДРЕНИЮ CRM, ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ ШАНСЫ НА УСПЕХ ПРИ ВНЕДРЕНИИ

Внедрение CRM системы состоит из 4 этапов:   Моделирование бизнес-процессов для переноса в систему. Задача этого этапа смоделировать CRM таким образом, чтобы она реализовывала цели,

Подпишитесь и получите наши статьи и приглашения на закрытые мастер классы первыми!

А так же прямо сейчас получите 5 способов повышения продаж.

*Нажимая кнопку подписаться, вы даете свое согласие на получение рассылки